В условиях стремительного развития цифровых технологий среди компаний возрастает потребность в бесперебойной ИТ-инфраструктуре. Модульные центры обработки данных (МЦОД) становятся ключевым элементом в обеспечении надежности цифровых сервисов. Однако залогом их стабильной работы служат не только индивидуальные проектные решения и качественные компоненты. Важную роль играет регулярное техническое обслуживание (ТО). О практике и подходах в обслуживании инженерной инфраструктуры в этой статье расскажут эксперты ДАТАРК: менеджер по развитию бизнеса сервисных услуг Павел Демкин и технический директор Олег Сидоров.
Почему даже надежное оборудование нуждается в обслуживании
Стабильность инфраструктуры во многом зависит от корректной эксплуатации. Без необходимого регламентного обслуживания многие типы, даже самого надёжного инженерного оборудования, рано или поздно выйдут из строя. А отсутствие регулярной диагностики повышает риск того, что отказ в работе случится внезапно и приведёт к тяжёлым последствиям.
«Например, когда системы бесперебойного питания остаются без должного внимания, а аккумуляторы длительное время не проходят контрольно-тренировочные циклы, это оборачивается серьезными проблемами: критичным повышением внутреннего сопротивления, коротким замыканием, перегревом батарей», — отмечает Павел Демкин.
Своевременный сервис позволяет не просто продлить срок службы техники, но и предупредить риски сбоев, связанных как с физическим износом, так и с особенностями работы в конкретной среде.
Подход «по инструкции» может не сработать
Качественный сервис начинается с квалифицированной команды. Одной теории недостаточно — необходим многолетний практический опыт. Важно соблюдать требования и рекомендации производителя, но не ограничиваться ими, а соотносить с реальными условиями эксплуатации и дополнять подходами из реального опыта.
По словам экспертов, в практике компании бывали случаи, когда подрядчики ориентировались исключительно на универсальные регламенты и упускали влияние локальных факторов. Только специалист с опытом может правильно интерпретировать поведение оборудования в сложных условиях.
«Также частой ошибкой при эксплуатации и обслуживании является работа с инженерным оборудованием, как с изолированными системами. Тогда как на самом деле вся инфраструктура представляет из собой единый комплекс, в котором каждая подсистема или даже отдельный элемент оказывает, порой, критическое влияние на остальные », — подчеркивает Олег Сидоров.
Сценарий, которого можно было избежать
Один из объектов, на который нас пригласил заказчик после длительного перерыва в обслуживании, наглядно демонстрирует: несистемный подход к сервису приводит к отказу оборудования. ТО осуществлялось по остаточному принципу — когда возникала проблема или когда об этом «вспоминали». В последний раз подрядная организация, проводившая мойку теплообменников, ограничилась поверхностной очисткой по ходу движения воздуха и не использовала специализированные химические средства. Вместо того, чтобы устранить загрязнение, его фактически переместили вглубь оборудования. Со временем грязь под действием высокой температуры затвердела. На первый взгляд, система оставалась в рабочем состоянии, но ее теплоотдача снижалась.
Результат оказался закономерен: при относительно небольшом повышении температуры окружающей среды оборудование не смогло обеспечить свои расчётные характеристики и останавливалось из-за критического повышения давления хладагента в контуре. Итог — больше чем на месяц система кондиционирования МЦОД осталась без резерва из-за дорогостоящей замены теплообменников, что значительно повышало риск полной остановки дата-центра.
Проверенная команда и единое окно поддержки
При развитии бизнеса важно сосредоточиться на ключевых задачах, не отвлекаясь на решение технических нюансов центра обработки данных. Передавая обслуживание ЦОД специализированной команде, заказчик получает не только профессиональный сервис, но и уверенность в том, что все вопросы, связанные с эксплуатацией, будут решены последовательно, своевременно и результативно. Кроме того, когда все задачи по техническому сопровождению решаются через единого исполнителя — это удобно, прозрачно и надежно, а главное — отсутствует размытие зон ответственности.
Сервис ДАТАРК работает по принципу «единого окна» — мы берем на себя полную ответственность за весь комплекс инженерных систем и работ по их обслуживанию. Такой подход обеспечивает четкую координацию действий и минимизирует возможные задержки. Круглосуточная поддержка 7 дней в неделю, оперативное реагирование, специалисты с 10-летним опытом — все это гарантирует надежный контроль за инженерными системами, обеспечивающими стабильную работу ИТ-инфраструктуры.
Сервис как инвестиция в устойчивость
Регулярное техническое обслуживание — это стратегический инструмент управления инфраструктурными рисками. Комплексный сервис от ДАТАРК обеспечивает дополнительную уверенность в работоспособности инженерных систем. Сервис — это не еще одна статья расходов, а возможность сконцентрироваться на росте и развитии бизнеса, подытоживают эксперты.